Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном варианте.

Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук.

Посетитель так и ушел не солоно нахлебавши.

Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

Трудно практиканту усвоить сложные механизмы.

Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах Крайнего Севера.

Можно начать собрание : форум уже есть.

Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке.

Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

Ударение в русском языке, ну, разноместное, ну, оно подвижное.

На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.

На этой странице находится вопрос Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном варианте?, относящийся к категории
Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 10 – 11 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

1. Новые железные дороги возникнут в районах Севера, трудных для освоения.Нарушено согласование слов в предложении.

2.Активно велось строительство домиков для животноводства.(для животноводов)

3.Они внесли огромную лепту в выполнение плана.(лепта- мелкая монета. Огромной быть не может)

4.Его жена была достаточно красива . (Обычно говорят: жена моя,а у него супруга).

5.Вопреки некоторым скептическим прогнозом,в зале был аншлаг .(Вопреки требует дательного падежа вопреки прогнозам)

6.На каждого члена кружка падает по пять-шесть моделей в год.(Некорректно употреблено слово падает) Исправить. Каждый член кружка собирает в год пять-шесть моделей

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном варианте?

Русский язык | 10 — 11 классы

Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном варианте.

Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук.

Посетитель так и ушел не солоно нахлебавши.

Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

Трудно практиканту усвоить сложные механизмы.

Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах Крайнего Севера.

Можно начать собрание : форум уже есть.

Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке.

Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

Ударение в русском языке, ну, разноместное, ну, оно подвижное.

На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.

Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными руками.

Посетитель так и ушел несолоно хлебавши.

Рабочий был уволен за прогул

Трудно практиканту освоить сложные механизмы.

Новые железные дороги появятся в трудных для освоения районах Крайнего Севера.

Можно начать собрание : кворум уже есть.

Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке?

Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным.

Ударение в русском языке, разноместное, подвижное.

На строительные объекты без перебоев доставляются строительные материалы.

Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки?

Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

1)У меня сегодня праздное настроение.

2)Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

3)Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.

4)Открывая окно, в класс влетел воробей.

Выпишите пожалуйста 3 сложно подчиненных предложения и 3 сложно сочиненных плиз если не трудно?

Выпишите пожалуйста 3 сложно подчиненных предложения и 3 сложно сочиненных плиз если не трудно.

Просклоняйте словосочетания строительный материал, строительные материалы?

Просклоняйте словосочетания строительный материал, строительные материалы.

Быть учителем русского языка в нашем классе трудно?

Быть учителем русского языка в нашем классе трудно.

Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки?

Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

1)У меня сегодня праздное настроение.

2)Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

3)Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.

4)Открывая окно, в класс влетел воробей.

Подберите по десять слов иллюстрирующих разноместность и подвижность русского ударения?

Подберите по десять слов иллюстрирующих разноместность и подвижность русского ударения.

Запишите эти слова расставьте удариния на какой слог оно падает?

Подберите по 10 слов иллюстрирующих разноместность и подвижность русского ударения?

Подберите по 10 слов иллюстрирующих разноместность и подвижность русского ударения.

Перепишите предложение, выделяя лексические ошибки и укажите её тип?

Перепишите предложение, выделяя лексические ошибки и укажите её тип.

Напишите свой вариант исправления : Нашим специалистам предстоит решить не одну дилемму.

Просклоняйте словосочитания : «строительные материалы»?

Просклоняйте словосочитания : «строительные материалы».

Докажите, что ударение в словах разноместное и подвижное?

Докажите, что ударение в словах разноместное и подвижное!

Язык, небо, воробей, весна, борозда.

На этой странице находится вопрос Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном варианте?, относящийся к категории Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

4) клАла В библиотеку поступило около ДВУХСОТ книжных новинок.

1. клала 2. Двухсот.

Как милЫ и дОроги мне мАленькие рУсские деревЕньки.

Сегодня ночью светят звезды, Ежи гуляют под мостом. Река течёт сквозь наши грезы. Прошу, скажи, что это был лишь сон.

Веришь(2спр) Лечишься(2спр) Он зябнет(1спр) Вы обижаете(1спр) Он морозит(2спр) Они хохочат (1спр) Они слышат(1спр) Она купается(1спр) Мечтаешь(1спр) Дежуришь(2спр) светит(2спр) гонит(2спр) учат(1спр) любим(2спр).

На тему снимков — фото. Купить фотоаппарат — зависимое слово фотоаппарат, фотоаппарат что сделали купили. Сильный объектив — объектив какой сильный. Отличный фотограф — фотограф какой отличный.

Да, надо брать быка за рога и сделать эту работу как можно быстрее! Маша, ты войди в моё положение, никак сейчас долг вернуть тебе не могу, так как зарплату ещё не получила.

Если я был директором то сделал так чтобы, ученик выбирал сам себе урок.

Это слово пишется ТРАМВАЙ. Это словарное слово, и его написание нужно запомнить, но это легко сделать, если, к примеру, помнить английское слово — tram. Зная его, уже сложно поставить н вместо м : ).

Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах севера лексическая ошибка

найдите лексические ошибки, исправьте их и классифицируйте. 1. Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах Севера. 2.Активно велось строительство домиков для животноводства. 3.Они внесли огромную лепту в выполнение плана. 4.Его жена была достаточно красива . 5.Вопреки некоторым скептическим прогнозом,в зале был аншлаг . 6.На каждого члена кружка падает по пять-шесть моделей в год.

Друзья, помогите с русским языком, буду несказанно благодарен.

Нужно определить тип обнаруженных ошибок в предложениях и исправить их.

Никогда не забудет наш народ геройские дни Ленинградской блокады.
Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах Севера.
Певец привлек интерес публики не только своим пением, но и экстравагантной внешностью.
Первая премьера этого балета состоялась в Риге.
Спектакль оказал на ребенка большое впечатление.
Это всё бзики амбициозных политиков.

Никогда не забудет народ героИЧЕСкие дни Ленинградской блокады.
Новые железные дороги ПОЯВЯТСЯ/БУДУТ ПОСТРОЕНЫ в трудных для освоения районах Севера.
Певец привлек ВНИМАНИЕ / ВЫЗВАЛ ИНТЕРЕС У публики не только своим пением, но и экстравагантной внешностью.
ХХХХХХХХ Премьера этого балета состоялась в Риге.
Спектакль ПРОИЗВЕЛ на ребенка большое впечатление.
Это всё ПРИЧУДЫ (?)/ НЕОБОСНОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ амбициозных политиков.

источники:

http://znanija.site/russkii-yazyk/2326909.html

http://sprashivalka.com/tqa/q/27708621

1. Новые железные дороги возникнут в районах Севера, трудных для освоения.Нарушено согласование слов в предложении.

2.Активно велось строительство домиков для животноводства.(для животноводов)

3.Они внесли огромную лепту в выполнение плана.(лепта- мелкая монета. Огромной быть не может)

4.Его жена была достаточно красива . (Обычно говорят: жена моя,а у него супруга).

5.Вопреки некоторым скептическим прогнозом,в зале был аншлаг .(Вопреки требует дательного падежа вопреки прогнозам)

6.На каждого члена кружка падает по пять-шесть моделей в год.(Некорректно употреблено слово падает) Исправить. Каждый член кружка собирает в год пять-шесть моделей

Дан 1 ответ








аноним


12 Март, 18

1. Новые железные дороги возникнут в районах Севера, трудных для освоения.Нарушено согласование слов в предложении.

2.Активно велось строительство домиков для животноводства.(для животноводов)

3.Они внесли огромную лепту в выполнение плана.(лепта- мелкая монета. Огромной быть не может)

4.Его жена была достаточно красива . (Обычно говорят: жена моя,а у него супруга).

5.Вопреки некоторым скептическим прогнозом,в зале был аншлаг .(Вопреки требует дательного падежа вопреки прогнозам)

6.На каждого члена кружка падает по пять-шесть моделей в год.(Некорректно употреблено слово падает) Исправить. Каждый член кружка собирает в год пять-шесть моделей

Цель

1) познакомить студентов с причинами нарушения
лексической нормы;

2) вырабатывать умение находить лексические
ошибки и исправлять их;

3) воспитывать бережное отношение к русскому
языку.

Оборудование

1.Словарь, составленный для данного занятия на
основе Толкового словаря русского языка,
Современного словаря иностранных слов, Словаря
паронимов.

2. Т.В.Потемкина, Н.Н.Соловьева “Русский язык и
культура речи ”

3. Раздаточный материал с тренировочными
упражнениями.

Методика проведения занятия

I.Оргмомент.

II.Анализ выполнения студентами практической
работы № 3.

III Новая тема “Лексические ошибки”

III. 1.Проблемный вопрос. Мотивация учебно-
познавательной деятельности.

Задание: прочитайте записанное на доске
предложение.

Верно ли оно составлено? Есть ли в нем ошибки?

Наш корреспондент Петр Орлов находится в
эпицентре событий. (Из телевизионных новостей)

(Находим ошибку, выявляем ее причину. Если она
не будет найдена в предложении, то обращаемся за
помощью к студенту, который подготовил словарь
для сегодняшнего занятия; выясняем лексическое
значение слова эпицентр.)

Преподаватель: “Послушайте, что пишет
корреспондент газеты “Известия”: “Эпицентр – не
центр. Если бомба или граната взрывается на
земле, то никакого эпицентра не существует –
есть только центр этого взрыва. Так что фраза “мы
находимся в эпицентре событий” звучит
совершенно нелепо, так как буквально означает
“мы находимся не в центре событий”.

Вопрос группе: “Какая норма русского
литературного языка нарушена в данном
предложении?” (Лексическая норма)

Нарушение лексической нормы приводит к
лексическим ошибкам.

Запишем тему нашего занятия – “Лексические
ошибки”.

Объявление цели занятия. Мотивация: говорить
и писать правильно должен каждый человек.
Хорошее владение речью не только обеспечивает
удачное повседневное общение, но и является
одним из условий профессионального успеха.

Вопрос группе: “Что определяет лексическая
норма?”

(Употребление слов в соответствии с их
лексическим значением, возможную сочетаемость
слов с другими словами)

III. 2. Нарушение лексической сочетаемости слов

Работа по учебнику Т. В. Потемкиной “Русский
язык и культура речи” стр.42,пар.7, п.2

Задание: познакомьтесь с причинами
нарушения лексической сочетаемости слов по
учебнику (стр.42,пар.7, п.2). Перепишите с доски
предложения, исправив ошибки и указав их причины.

Запись на доске

1. Посетив краеведческий музей, мы обогатили
свой кругозор.

(Из отзывов посетителей)

2. Налоги взимаются с учетом суммы растаможки.

(Из объявления в налоговой инспекции)

3. На Дворцовой площади много страшно красивых
зданий.

(Из разговора)

4. Чтобы обсудить поездку, мы решили встретиться
по телефону.

(Из разговора)

Проверка выполненного задания:1)обогатили
свой кругозор – расширили ( несочет. по традиции);
2) суммы растаможки – суммы таможенных сборов;
(стилистическая разнородность: офиц.-дел. и разг.);
3) страшно красивых – очень красивых
(несовместимость в силу различных оценок –
полож. и отр.); 4)

Первичная проверка понимания материала

Упражнение 1. Найдите лексические ошибки,
исправьте их, объясните.

Рейд выявил плеяду жуликов. Их связывала
сильная, закаленная в жизненных испытаниях
дружба. В селе Новоселки возвели новый коровник и
воздвигли баню. Командировочному пришлось долго
ждать оформления документов. Наблюдается
чудовищное улучшение условий жизни.

( При проверке обратить внимание на синонимы
(возвели-воздвигли-построили),паронимы
(командировочные – командированные); при
затруднениях обращаться к словарю.)

III. 3.Лексические ошибки, снижающие
выразительность речи

1. Сообщение “Речевая избыточность: плеоназм,
тавтология, неоправданный лексический повтор”. (
Индивидуальное задание. Приложение 1)

2.Употребление в речи жаргонизмов и
“слов-паразитов”

1) Беседа (актуализация)

? Какие слова называются жаргонизмами, или
жаргонными словами?

(Слова, которые встречаются в речи определенных
групп людей: молодежи, студентов, а также
деклассированных элементов: воров, бродяг,
карточных шулеров. Например: заливать –
неправдоподобно рассказывать; моргалы – глаза.)

?Является ли нарушением лексической нормы
употребление в речи жаргонных слов? (Жаргонные,
просторечные и диалектные слова находятся за
пределами русского литературного языка, поэтому
употребление их в речи – лексическая ошибка.)

? Какие лексические единицы называются
“словами-паразитами”? Является ли их
употребление в речи лексической ошибкой?

(“Слова-паразиты” – это слова, не связанные с
содержанием речи, которыми говорящий заполняет
вынужденные паузы: “ну”, “э-э”, “как бы”, “это
самое”, “так сказать” и т. д. Употребление их –
лексическая ошибка, так как они нарушают
сочетаемость слов в предложении.)

2) Представление результатов микроисследования
“Жаргонизмы и “слова-паразиты” в речи
студентов группы АП- 06”, выводы.( Индивидуальное
задание. Приложение 2)

IV. Закрепление знаний, выработка умений

Упражнение 1

Выпишите из скобок слова, соответствующие
норме сочетаемости. Объясните причину выбора.
Вставьте пропущенные буквы.

1. Дружба ( сильная, крепкая)

Водить (дружба, любовь)

Приходить в (ярость, радость)

Зияющий (пропасть, вершина)

Высказать (мнение, вопрос)

Глухой (овраг, обрыв).

Достичь (успех, положение)

Верный (обещание, клятва)

2. Полуразруше…ую церковь решили (строить,
реставрировать). На третьем курсе нам (
представилась, предоставилась) возможность
пройти практику на предпр…ятиях УГПУ. Заметив
(оплошка, ошибка), технолог стал ее испр…влять.
Этот человек был полный (невежа, невежда) в
вопросах иску(с, сс)тва. Для всей школы этот
ученик был (басней, притчей) во языцех.

(Самостоятельное выполнение упр. с последующей
проверкой; 2 студента работают на закрытых
половинках доски.)

Упражнение 2.Устная работа (по цепочке)

Найдите речевую избыточность, объясните.

1. Патриот своей Родины
                                                                            
11. Моя автобиография

2.Ни мясо ни рыба (фразеологизм)
                                                             
12. Коренные аборигены

3. Родился в марте месяце
                                                                           
13.Отступить назад

4. Сообщить о плохом инциденте
                                                               
14. Главная суть книги

5. Разговариваю с коллегой по работе
                                                        
15. Свободная вакансия

6. Компьютерная диагностика
                                                                     
16. Необычный феномен

7. Пожилые старички
                                                                                    
17. Научный семинар

8. Незаконные бандформирования
                                                              
18. Совместное соглашение

9. Заведомая клевета
                                                                                     
19. Народный фольклор

10. До восьмого пота (фразеологизм)
                                                          
20.Юный вундеркинд

Упражнение 3

Отредактируйте текст объяснительной записки.

Объяснительная записка

Я, Иванов Петр, студент группы АП-06,
отсутствовал вчера на практике, так как мне
срочно нужно было купить памятный сувенир своему
предку. Долго выбирал крутую мобилу со всеми
потрохами, поэтому в технарь опоздал.

Обещаю, что пропуск занятий отработаю, в
дальнейшем пропускать занятия не буду.

22 октября 2007 г. П.Иванов

Упражнение 4

Найдите лексические ошибки и запишите
предложения в исправленном варианте.

Нельзя касаться оголенных проводов
незащищенными ладонями рук. Посетитель так и
ушел не солоно нахлебавши. Рабочий был уволен за
прогул без уважительной причины. Трудно
практиканту усвоить сложные механизмы. Новые
железные дороги возникнут в трудных для освоения
районах Крайнего Севера. Можно начать собрание:
форум уже есть. Наши сверхзвуковые аэропланы
были представлены на международной выставке.
Хороший руководитель должен во всем показывать
образец своим подчиненным. Ударение в русском
языке, ну, разноместное, ну, оно подвижное. На
строительные объекты бесперебойно доставляются
строительные материалы.

Карточка для индивидуальной работы

Перепишите предложения в исправленном
варианте. Вставьте пропущенные буквы.

Фон..грамму озвучания мы сделали довольно
быстро. Весь май месяц я работала над курсовой. На
научном семинаре автор изл..жил главную суть
своей книги. Он дал мне дружестве(нн, н)ый совет. В
прошедшие дни прошли снегопады, выпало много
снега. Мы собрались отметить юб..лейную дату дня.
Выпас собак запр..щается. Пресса высоко позитивно
оценивает результаты выборов. Чистота улиц от
этого не прогрессировала. На третьем курсе нам
представилась возможность пройти практику на
предпр..ятиях УГПУ. Участники творческой
экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

V. Домашнее задание: учеб. Потемкина, параграф 7,
зад 84 на стр.141

VI.Контрольный тест

Отметьте номера словосочетаний с лексическими
ошибками

1. Починка автомобиля
                                                                       
11. Свой автопортрет

2. Заклятый друг
                                                                                  
12. Будущая перспектива

3. Свободная вакансия
                                                                        
13. Страшно обрадовались

4. Полчища тружеников
                                                                      
14. Возобновить вновь

5. Состоялась благодаря разрешению
                                                
15.Кипучее безделье

6. Два года тому назад
                                                                         
16. Кипучая деятельность

7. Оценивает высоко позитивно
                                                        
17.Мелочная рыба

8. Прогул без уважительной причины
                                               
18.Танцевальная песня

9. Праздничный ужин
                                                                          
19.Праздная жизнь

10. Совместное сотрудничество
                                                         
20.Народный фольклор

VII. Обобщение. Итог урока

Чему мы сегодня научились на занятии?

Назовите причины лексических ошибок?

Мы работали над типичными лексическими
ошибками. Помните, что речь человека- это его
визитная карточка. Я надеюсь, что вы после
сегодняшнего занятия будете более внимательны к
слову, к своим высказываниям


Приложение 3 (Словарь).

Лексические нормы, Задание 20 ЕГЭ 2018 по русскому
языку Тренировочные упражнения.

Укажите,
какое слово — лишнее: 

Птенцы падают вниз на землю. 

Начало в 19 часов вечера

В декабре было
отмечено шесть
самовольных прогулов. 

Проработал пять
лет, не получая ни копейки
денег. 

По моему личному
мнению, выставка не вызвала
повышенного
интереса. 

Не задирайте нос кверху!

 В самые ближайшие дни мы это выясним. 

Взаимоотношения между супругами улучшились. 

Ошибки чтеца неприятно резали слух. 

В литературном
наследии писателя
большое и
видное место занимает разоблачение ложных эстетических установок.

Вольнолюбивая тема
является
основным лейтмотивом всего
творчества Некрасова.

На
самом деле Хлестаков — человек,
очень оторванный
от жизненной реальности. Новый сплав — великолепный
сварочный материал для электросварки стальных
изделий Все учащиеся своевременно выполнили
заданное
задание.

Между различными традициями общей языковой дидактики
существуют заметные различия.

Загрязнение
атмосферного воздуха —
животрепещущая и
актуальная проблема нашего века.

Беседа, которую мы
провели, подошла к своему
завершающему
концу

Наружная
внешность героини достаточно привлекательна.

Отметьте
предложение без речевой ошибки (где нет тавтологии):

Герой
целеустремленно стремится к намеченной цели.

Юрий Гагарин,
который является первым космонавтом, является и примером для современной
молодежи.

Грохотавшие орудия
оглушали своим грохотом.

Чистое
помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление
Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки

Отметьте
словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):

в любое время возвратиться назад импортировать из-за
рубежа

объединиться
воедино

Отметьте
предложение без речевой ошибки (где нет плеоназма):

Темный мрак
колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке
Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.

Мои
коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь
переубедить.
На околоземных орбитах постоянно работают
спутники связи, службы погоды.

Отметьте
предложения, где есть плеоназм.

Каждый
герой романа имеет свои индивидуальные черты.

Последствия
вашей оплошности последуют незамедлительно.

Необходимо
провести тщательную проверку оборудования.

Из
лекции по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний

Отметьте
словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):

махал руками прейскурант цен упал вниз

в любую минуту
времени

Отметьте
словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):

более
важнее 
время мчится в
сентябре месяце

взаимоотношения
между людьми

Отметьте
словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):

первая
премьера подниматься вверх в конечном итоге

более
сильный

Отметьте
предложения, где есть плеоназм.

Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары Приходилось
днем заниматься в техникуме, а вечером — в аэроклубе

Когда я
вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.

Внутренний
интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно
было расслабиться после дневных трудов.

Найдите
случаи тавтологии и плеоназма. Исправьте предложения. 

1)  У Толстого каждое действующее лицо имеет своё лицо.

2)  Кроме основных занятий, во второй половине дня у нас проводятся
факультативные занятия по второй специальности.

3)  Это монументальный памятник.

4)  Есть ли у вас свободные вакансии?

5)  Герой романа «Герой нашего времени» целеустремленно стремится к
своей цели.

6)  Это был его первый дебют.

Найдите
случаи тавтологии и исправьте фразы:

1.  По
сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о
национальном согласии». 

2.  Раскрывая
предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых
социально-экономических условиях России. 

3.  В
отличие от становления предпринимательства в ХIХ веке, отличавшегося
самобытностью и народностью, предпринимательство ХХ столетия являет более пеструю
картину. 

4.  Товарные
биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 

5.  На
предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все
функции пока выполняет инженер по маркетингу. 

6.  Традиционные
экономические теории традиционно (чаще всего и обычно) учитывали только низшие
потребности.

Устраните
речевую избыточность и тавтологию:

1.  К
концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела».

2.  Наши
спортсменки не были в состоянии составить конкуренцию китаянкам и оспаривали
лишь места, начиная с третьего. 

3.  Яснее
нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед. 

4.  Судя
по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу
этой гипотезы. 

5.  Участники
творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 

6.  После
первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать
предложения сниматься за границей. 

7.  Рабочий
был уволен за прогул без уважительной причины. 

8.  На
научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.

Тренировочные задания №20
ЕГЭ 2018 по русскому языку ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

1.               
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Работодатель
должен предложить свободную вакансию всем сотрудникам одновременно.

2.               
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Наверху были
магазин, где продавались памятные сувениры, отличное информационное бюро и
туалетные комнаты.

3.               
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чувствуешь себя
королевой, люди расступаются на улице, коллеги по работе почтительно кивают,
Аркадий Борисыч вежливо подает руку, обернутую в стерильную бумажку.

4.               
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

С самого начала
произведения автор ведет взаимный диалог с читателем, показывает свое отношение
к главным героям, к их переживаниям, мыслям.

5.               
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Не курите сами,
так вы сохраните свое здоровье; не находитесь в окружении курящих людей, так
как «пассивное курение» ослабляет защитный иммунитет.

6.               
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Как сообщает
печатная пресса, за 9 месяцев 2006 года поездами дальнего следования
воспользовались 2 млн. 276 тыс. человек, поездами пригородного сообщения – 945
тыс. человек.

7.               
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Бассейн реки
Чусовой в течение несколько столетий служил кровавой ареной, на которой кипела
самая ожесточенная борьба местных аборигенов с безвестными пришельцами.

8.               
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Добросовестно
занося в записную книжку свои наблюдения, мистер Пиквик был принят за
секретного шпиона, и кучер решил поколотить его и присоединившихся к нему
друзей.

9.               
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

У неё были мягкие
черты лица, и, когда мы принимали какое-нибудь решение, её глаза и улыбка
вспыхивали, словно ей преподнесли бесплатный подарок.

10.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В настоящее время
Тихий океан играет важную роль в жизни многих стран. Половина мирового улова
рыбы приходится на эту водную акваторию.

11.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Он боялся, что
Остап вскроет стул сам и, забрав ценные сокровища, уедет, бросив его на
произвол судьбы.

12.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 

На сцену вышла
молодая девушка, одетая в красивое, отливающее серебром белое платье. Прошлась
лёгкой поступью, повернулась, улыбнулась в зал и ещё прошлась.

13.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Телефон тревожил
его поминутно и звонил с упорством трамвайного вагона, пробирающегося через
товарный рынок.

14.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Стихотворение М.
Ю. Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году и по форме представляет
исповедь героя перед своей смертью.

15.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Два мальчика и три
девочки шли на смену к городскому памятному мемориалу, где на плитах из
красного гранита были перечислены все военные части и корабли, защищавшие город
в последней войне.

16.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Одно знаю точно:
никогда уже не сяду писать мою автобиографию, даже если проживу до ста лет.
Надо быть слишком влюблённым в себя, чтобы писать без стыда о самом себе.

17.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В поезде князь
впервые знакомится с Парфеном Рогожиным, сыном богатого купца, унаследовавшим
после его смерти огромное состояние.

18.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Более ста стран
мира импортируют из-за рубежа нефть, подорожавшую с 1998 года втрое.

19.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Нагульнов в два
прыжка очутился у амбара, ударом сжатого кулака сшиб стоявшего на порожке
парня, резко захлопнул дверь и крепко прислонился к ней спиною.

20.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В течение первого
квартала необходимо создать прейскурант цен на услуги быта.

21.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.

С водителями
автоколонны была прочитана беседа о недопустимости курения и разговора по
телефону при работе на линии.

22.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Романтической
мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоказана реальность его
жизни.

23.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мне казалось, что
в этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня. Такое положение
меня не устраивало.

24.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Чтобы увеличить
уровень гемоглобина в крови, нужно откорректировать питание.

25.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая
нормы современного русского литературного языка.

Благодаря сильным
морозам в ряде городов и регионах страны замерзла водопроводная сеть и
повреждены трансформаторы.

26.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Фамусов живёт по
лозунгу: «Подписано, так с плеч долой».

27.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Это событие,
произошедшее ранней весной, сыграло большое значение в дальнейшей жизни героя.

28.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая
нормы современного русского литературного языка.

Все присутствующие
изъявили согласие узнать эту историю, или, как выразился почтмейстер,
презанимательную для писателя в некотором роде поэму.

29.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Она была, видимо,
не прочь продвинуться ещё дальше, но устройство прибора не позволяло ей
предвещать хорошую погоду более настойчиво.

30.          
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Многие психологи
придерживаются того отношения, что все хорошие и все плохие черты личности
закладываются в детстве.

ОТВЕТЫ

1.свободную 

2.памятные 

3 по работе 

4.   взаимный 

5.   защитный 

6.   печатная 

7.   местных 

8.секретного 

9.       
бесплатный 

10.   водную 

11.   ценные 

12.   молодая 

13.   товарный 

14.   своей 

15.   памятному 

16.мою

17.впервые

18.из-за рубежа

19.сжатого

20.цен

21.проведена

22.противопоставлена

23.доля

24.повысить

25.из-за

26.принципу

27.имеет

28.желание

29.предсказывать

30.мнения

Теория

Лишнее слово (плеоназм,
то есть речевая избыточность
)

– это ошибочные с точки зрения норм лексической сочетаемости соединения двух
слов, в которых одно из них является лишним, так оба они или совсем не
отличаются по смыслу (так называемые абсолютные синонимы), или отличаются
незначительно, или, наконец, эти слова принадлежат к разным частям речи и
смежны по семантике (ср.: Базаров несколько резковат. Слово несколько
определяет степень признака, которая выражена в самом прилагательном суффиксом –оват-)

Плеоназмы различны по структуре

1)  сочетание двух однозначных
(синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначение разных, хотя и
однородных понятий: Слышались брань и ругательства.

2)  сочетание прилагательного и
существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует
значение, заключённое в существительном: Наступил тёмный мрак.

3)  сочетание двух однозначных
(синонимичных) глаголов: Мы помним и не забываем героев войны.

4)  сочетание двух однозначных
(синонимичных) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой
каморке.

5)  сочетание глагола и наречия: Враги
приближались всё ближе.

Тавтология
(разновидность плеоназма) –
повторное
обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз,
спросить вопрос, необычный феномен и др.
)
Классификация речевых ошибок

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление         слова          в

несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль
развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение
оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

(проверяется в задании 5)

Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были
приняты эффектные меры.

3

Неразличение    синонимичных

слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление       слов       иной

стилевой окраски

Автор, обращаясь к
этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное     употребление эмоционально-окрашенных слов и
фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и
олицетворений.

6

Неоправданное
употребление просторечных, жаргонных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение             лексической

сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо
средства).

8

Употребление
лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа
автор передает нам  помощью художественных приемов. Молодой
юноша, очень прекрасный

9

Употребление
рядом или в близком контексте однокоренных слов

(тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное             повторение слова

Герой рассказа не
задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины
содеянного.

11

Бедность       и       однообразие

синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они
поговорили
, писатель отправился в гостиницу.

12

Неудачное            употребление

местоимения

Данный текст написал В.Белов. В нём поднимается важная
проблема.

Примечание:

Формулировка задания
20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

 

Отредактируйте предложение:
исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Вариант
1
1.           Сегодня прейскурант цен можно
увидеть в любом кафе.

2.             
Его
гуманность и человечность известны всем.

3.             
Мне срочно 
надо было написать мою автобиографию.

4.             
Это
криминальное преступление потрясло весь город.

5.             
В нашем
городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный
воинам-интернационалистам.

Вариант 2

1.             
Таня –
верная жена своему мужу.

2.             
С 1839
года поэта ссылали 2 раза в ссылки.

3.             
На Урале
добывают руду в рудниках.

4.             
Он
должен понять, что жизнь не кончена, что нужно бороться до конца жизни.

5.             
До конца
своей жизни он помнил её.

Вариант 3

1.             
В этой
книге описываются действительные факты.

2.             
В
преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

3.             
В период
студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного
фольклора.

4.             
На
празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.

5.             
Руководители
предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.
Вариант 4

1.             
Памятный
монумент воздвигнут на Поклонной горе.

2.             
Индейцы
– коренные аборигены Америки.

3.             
Рабочим
выплачена зарплата за май месяц.

4.             
Стоимость
товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.

5.             
Появилась
свободная вакансия.

Вариант 5

1.             
Напишите,
пожалуйста, свою автобиографию.

2.             
Долгие и
продолжительные аплодисменты не смолкали в концертном зале.

3.             
Мужественные
и смелые люди одержали победу над фашистами.

4.             
Мёртвый
труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

5.             
Нельзя
касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.

Вариант 6

1.             
Это был
первый дебют начинающего актёра.

2.             
На
рабочем месте нужно беречь каждую минуту времени.

3.             
Председатель
домового комитета сделал анонс о предстоящем собрании жильцов.

4.             
У
Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.

5.             
Взгляд
воспитателя внушал детям страх и боязнь.

Вариант 7

1.             
В конце
выступления оратор, резюмируя, кратко обобщил свои предложения.

2.             
Бывший
экс-министр принял решение вернуться в Москву.

3.             
Местные
аборигены радостно встретили путешественников.

4.             
Ладонью
руки он медленно гладил ребёнка по голове.

5.             
Эта
девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.

Вариант
8
1. Незаконные бандформирования терроризировали весь
город.

2.             
В ответ
на наш запрос мы получили следующий ответ.

3.             
Наша
деятельность направлена на развитие общения и коммуникации.

4.             
Этот
план требует корректив и поправок.

5.             
В мае
месяце оборот денежных средств составлял 6.000.000 рублей.
Вариант 9

1.       Большую половину своего выступления
докладчик посвятил анализу политической ситуации.

2.       Главная суть рассуждения
заключается в тезисе текста.

3.       Перед нами как из-под земли возник
крохотный карлик.

4.       Моя мама готовит очень вкусные
беляши с мясом.

5.       Первоклассник быстро спускался вниз
по школьной лестнице, торопясь на урок.

Вариант
10
1.           Мягкий свет вечернего заката
поразил наше воображение.

2.             
Другой
альтернативы нет и быть не может.

3.             
Он шёл
по направлению к дому.

4.             
Порочащая
клевета всегда больно бьёт по сердцу.

5.             
Моя мама
вкусно готовит яблочную шарлотку.

Вариант 11

1.             
Люди
вкладывают огромные денежные финансы в проекты, связанные со временем.

2.             
Картина
мне понравилась тем, что в ней изображен быт жизни народа.

3.             
Троекуров
был расточителен, любил богатую роскошь.

4.             
Кирила
Петрович послал послов за Дубровским.

5.             
На
вокзале Дубровский встретил неизвестного незнакомца.

 

Отредактируйте предложение:
исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка
. Вариант 12

1.             
Каждый
понимает понятие «счастье» по-своему.

2.             
В конце
XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками
молодого преобразователя России Петра Великого.

3.             
У Ирины
карие волосы и зеленые глаза.

4.             
Фамусов
действует по лозунгу: «Подписано, так с плеч долой».

5.             
Алёша
безропотно переносил все тяжести жизни.

Вариант 13

1.             
Онегин
ведёт праздничный образ жизни.

2.             
Бакенбарды
у Базарова были песчаного цвета.

3.             
О
подвигах саперов, танкистов, лётчиков рассказывают такие рассказы, как
«Маленькие рассказы о больших подвигах» Суркова.

4.             
Печорин
– главный герой «Героя нашего времени».

5.             
Ночью
ребята увидели сторожа, который сторожил усадьбу.

Вариант 14

1.       После уроков мы пошли на спортивную
площадь.

2.       У Печорина острый ум, который
способствует ему верно судить о людях.

3.       Пьер тыкался из угла в угол в
поисках смысла жизни.

4.       Человеком богатырской силы
предстоит перед нами Тихон Щербатый.

5.       Стихотворение «Строго воспрещается»
Маяковский написал в газете «Красная нива».

Вариант 15

1.             
Писатель
написал этот роман в то время, когда передовая молодёжь была увлечена
естественными науками.

2.             
Купец
Лопахин купил имение, прекраснее которого нет на свете.

3.             
Во время
ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.

4.             
Этот
невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.

5.             
Эту
аксиому ещё стоит доказать будущим математикам.

Вариант 16

1.             
В Думе
начались слухи о том, что предстоит смена правительства.

2.             
История
с коробкой из-под ксерокса во время выборов президента стала, по сути, басней
во языцех.

3.             
Наконец
поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.

4.             
Чаша его
терпения наконец лопнула.

5.             
Сейчас
отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.

Вариант 17

1.             
Это была
храбрая мысль.

2.             
Я знал,
что мой друг сильно слабый человек.

3.             
Львиная
часть работы была сделана.

4.             
На этой
вечеринке он и начал за ней флиртовать.

5.             
Он мне с
апогеем рассказывал об этом.

Вариант 18

1.             
Вдали от
Родины с глубиной чувствуешь свою ответственность за то, что происходит дома.

2.             
Всю
четвёртую декаду апреля было холодно.

3.             
Мы
успешно осуществили эту проблему.

4.             
Адвокат
добивался, чтобы его подзащитного обелили.

5.             
В этом
году большой урожай кавунов.

Вариант 19

1.             
Школьные
годы пропали не зря.

2.             
Родители
должны во всём показывать образец поведения своим детям.

3.             
Лектор
рассказывал о вопиющих достижениях столетия.

4.             
Совершим
краткий ракурс в историю.

5.             
Срок
выполнения ремонта может быть пролонгирован.

Вариант 20

1.       Эффективность режима экономии во
многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.

2.       Никто не вправе запретить
журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить
своё кредо.

3.       Он хорошо рисовал, писал стихи,
рассказы, был завсегдатаем художественной самодеятельности.

4.       В нашей библиотеке есть очень
дефицитная книга – первое издание «Путешествия из Петербурга в Москву».

5.       Они работают как самые отъявленные
специалисты.

 

Отредактируйте предложение:
исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Вариант
21
1.    Печорин вышел из знатной
аристократической семьи.

2.                      
Шолохов
…писал «Поднятую целину» по горячим следам событий, когда ещё были свежи
воспоминания о событиях.

3.                      
Нет, ни
гроза, ни пророчество сумасшедшей и безумной старухи послужили причиной
признания Катерины.

4.                      
Молодым
юношей он приехал в Петербург.

5.                      
Коллеги
по работе пришли проведать заболевшего Николая Петровича.
Вариант 22

1.                      
Мое
отношение к настоящей действительности резко отрицательное.

2.                      
Надо
преодолеть все старые пережитки и идти вперед.

3.                      
Больше
всего в романе меня привлекает Наташа Ростова, которая отличается особым
художественным обаянием.

4.                      
Мне
особенно нравится в Олеге его нежное отношение к своей матери.

5.                      
Лишь при
одном имени Пушкина появляется такое чувство чего-то близкого, родного.
Вариант 23

1.                      
Евгений
Онегин не нашел счастья в своей жизни.

2.                      
Борис,
персонаж драмы «Гроза», ничего не имеет и вполне зависит от дяди.

3.                      
Поэма
Маяковского горячо связана с действительностью.

4.                      
Физически
раненный Сокол хотел еще раз взлететь в небо.

5.                      
Он снова
переживает новое разочарование.

Вариант 24

1.                      
После
встречи на высшем уровне стороны подписали договор о взаимном сотрудничестве.

2.                      
В конце
года состоится мой бенефис, и я впервые выйду на сцену к любимым зрителям.

3.                      
За
стеклянными витражами магазина были видны первые покупатели.

4.                      
Жители
нашего города были свидетелями театрализованного представления.

5.                      
Состоялась
первая премьера.

Вариант 25

1.                      
Никого
не волнует жизнь своего ближнего.

2.                      
Юная
девушка жертвовала всем, чтобы помочь семье.

3.                      
Если
твоя любовь глубока и искренна, ты готов посвятить ей всю свою жизнь

4.                      
В Сирии
был уничтожен арсенал оружия.

5.                      
Сторожевые
корабли обходили акваторию водных объектов, проверяя, нет ли мин.

 

Отредактируйте предложение:
исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка
. Вариант 26

1.                 
Ошибку
молодости не вернуть.

2.                 
Благодаря сильному урагану с дома сорвало
крышу.

3.                 
В школе
проводился региональный шахматный турнир. Наш класс одержал поражение. 

4.                 
Вследствие предстоящего военного парада движение по
центральной улице будет закрыто.

5.                 
На
митинг собрались закоренелые патриоты, как они себя называли.

Вариант 27

1.                 
В этом
рассказе рассказывается о двух влюблённых, которые получили «солнечный удар».

2.                 
Ha
вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже.

3.                 
Можно
начинать собрание: форум уже есть.

4.                 
Для
свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: вожжи, санки,
тапочки.

5.                 
Количество
читателей нашей библиотеки непрерывно прогрессирует.

Вариант 28     

1.                 
На уроке
русского языка мы писали сочинение по картине. Моё внимание привлекла Алёнушка:
её ланиты разрумянились, глаза смотрели вдаль.

2.                 
Открытый
урок прошел на ура, коллеги, посетившие его, были шокированы высочайшим
мастерством учителя.

3.                 
Бородинская
битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея.

4.                 
Коллеги
поздравили меня с постигшим юбилеем.

5.                 
Скрутившись
клубком и уютно расположившись на стуле, спит наш любимый котёнок.

 

Отредактируйте предложение:
исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Вариант 29

1.       В течение длительного  периода времени
мы оформляли загранпаспорт.

2.       Глубокая бездна пугала нас.

3.       Мяч, брошенный ребёнком, резко
подскочил вверх.

4.       Когда портниха шила платье, она
соединила воедино две детали.

5.       Когда мы были в горах, инструктор,
поддерживая меня, часто протягивал мне ладонь руки, чтобы я чувствовала себя
уверенно.

Вариант 30

1.       Огромная лавина снега неслась на
нас с гор.

2.       В школьном журнале появилась
сатирическая карикатура на двоечников и прогульщиков.

3.       Вдруг на празднике, посвящённом 9
Мая, громко грянула музыка.

4.       Студенты филологического факультета
отправились собирать народный фольклор.

5.       В парке Победы был возведён
мемориальный памятник героям, защищавшим посёлок от фашистов.

6.       Бунин рассказывает о военном
поручике.

Плеоназмы
– словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент.
Тавтология – это тождесловие, то
есть повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных
слов.                             

Примечание автора: 

Лишнее слово в
словарике осталось невыделенным.

А

Автоматический рефлекс

Акватория водных объектов

Антагонистическая борьба

Ареал обитания

Ароматные духи

Арсенал оружия

Атмосферный воздух

Б

Бесполезно
пропадает

Бесплатный
подарок

Бестселлер
продаж

Биография жизни

Большое
и
видное
место

Большое
человеческое
спасибо

Бывший экс – чемпион

Букет цветов

В

Взаимоотношения
между супругами

Взаимный диалог

Водная акватория

Возобновиться
вновь

Ведущий лидер

Вернуться
назад

Взлетать вверх

Видел своими глазами

Визуальное изображение

Всенародный референдум

Возвращаться обратно

Воспоминания о былом

В
конечном итоге

Внутренний интерьер

Впервые дебютировал

Впервые знакомиться

Впереди лидирует

Временная отсрочка

Все и каждый Выплаченная (заработная)
плата
Г

Героический подвиг

Гибель
человеческих жертв

Гигантский/огромный исполин

Главная суть

Главный лейтмотив

Основной
лейтмотив

Отара
овец

Ответная
контратака

Ответная
реакция

Отступать назад

Очень
крохотный

П

Памятный
сувенир

Патриот
родины

Первая
премьера

Пережиток прошлого

Период
времени

Пернатые
птицы

Перманентное постоянство

Перспектива на будущее

Печатная
пресса

Письменное
делопроизводство

Повторить снова

Подводный
дайвинг

Подняться вверх по…

Повседневная обыденность

Пожилой
старик

Полное
право

Полный
карт-бланш

Полностью
уничтожен

По направлению к (место)

Планы
на будущее

Помог и поспособствовал (одно слово лишнее)

По моему личному мнению

Популярный шлягер

Посетить/побывать с визитом

Поступательное движение вперед

Предварительное планирование

Предварительная предоплата

Предварительный анонс

Предчувствовать заранее

Предупредить заранее

Прейскурант цен, тарифов

Приснилось во сне

Производство работ

Простаивать без дела

Проливной
ливень

Промышленная индустрия

Прошлый
опыт

Главный приоритет

Гнусная ложь

Голубая синева

Госпитализация в больницу Д Депиляция волос

Демобилизоваться из армии

Действия
и поступки (одно слово лишнее) 

Действующий акт

Движущий лейтмотив

Долгий
и продолжительный (одно лишнее)
 

Дополнительный бонус

Дополнительный
овертайм Другая альтернатива

Е

Единогласный
консенсус

Ж Жестикулировал руками
Живут скучной жизнью

З

Заданные данные

Заведомая клевета

Заезжий гастарбайтер Злоупотребление
пьянством/алкоголизмом/наркоманией
Занудный и скучный (одно слово
лишнее)

Захватывающий триллер И

Избитая банальность

Изобиловал большим количеством

Имеет
место
быть

Импортировать из-за рубежа

Интервал перерыва

Интерактивное взаимодействие

Информационное сообщение

Исключительно эксклюзивный

Истинная подоплёка

Истинная правда

Истинная реальность

IT технологии

К

Карательная репрессия

Кивнул головой

Коллега по работе/по профессии

Коммуникативное общение

Консенсус мнений

Короткое мгновение

Коррективы
и поправки (одно слово лишнее)

Крайне экстремистский

Краткое резюме

Круглосуточный нон – стоп Л

Ладони
рук

Ледяной
айсберг

Линия
ЛЭП

Лично я

Лицо
в
анфас

М
Маршрут движения

Полный
аншлаг

Полное
фиаско

Попытка
покушения

Популярный
шлягер

Потрясающий
шок

Почтовая
корреспонденция

Путеводная
нить Ариадны

Пять рублей (любой другой вариант) денег
Р

Равная
половина

Рассказчик рассказывал (другой глагол)

Реальная
действительность

Революционный переворот

Регистрационный учет

Реорганизация организации

Рыбная
уха

С Самовольный прогул

Самое
ближайшее время

Самое
выгоднейшее

Саммит
на высшем уровне

Самый
лучший

Сатирическая карикатура

Свободная
вакансия

Секретный
шпион

Сенсорный
датчик

Сервисная
служба

Сервисные
услуги

Сжатый
кулак

СD диск Система СИ

Система GPS

Скоростной
экспресс

Скриншот с экрана монитора

Смешивать вместе SMS – сообщение

Совместная
встреча

Совместное
соглашение

Совместное
сотрудничество

Соединить воедино

Спуститься вниз по …

Странный
парадокс

Страсть к графомании

Строгое
табу

Суеверная
вера

Существенная разница

Счёт
на оплату

Т

Так, например (одно слово лишнее)

Тайный
аноним

Тем не менее, однако (одно слово лишнее)

Темнокожая
негритянка

Тестовые
испытания

Тёмный
мрак

Толпа
людей

Только лишь (одно из слов лишнее)

Топтать
ногами

Травматическое повреждение

Международный интернационализм

Мемориальный памятник

Меню блюд

Местный абориген

Мёртвый труп

Молодая девушка

Молодой юноша

Монументальный памятник

Морально
– этический
(одно
лишнее)

Моргнул глазами

Молчаливая пауза

Моя автобиография или
моя автобиография

Мизерные мелочи

Минус
три градуса
мороза
ниже нуля

Минута времени

Мимика лица  

Мужественный и смелый (одно слово лишнее) Н

На высоком профессиональном
уровне
 

Наглядно демонстрировать

Наиболее оптимальный

На
сегодняшний день = на сегодня

Наследие прошлого

Народный фольклор

На
удивление
странно

Начальные азы

Негодовать от возмущения

Незаконные бандформирования

Неиспользованные резервы

Необоснованные выдумки

Необычный феномен

Немного приоткрыть

Неподтверждённые слухи

Неприятно резать слух

Нервный тик

Неустойчивый дисбаланс

Ностальгия
по тебе

Ностальгия по родине

О Объединённый союз

Объединиться воедино

Огромная махина

Осколок сломанной (вещи)

Онлайн
вебинары
в Интернете

Опытно
– экспериментальный (одно лишнее)
 

Опытный эксперт

Тридцать человек строителей
(и другие варианты)

Трудоустройство на работу

Торжественная
церемония
инаугурации У

Увидеть
своими глазами

Увидеть
собственными глазами

Уже
имеющийся

Уже
существовал

Умножить во много раз

Услышать своими ушами

Упал
вниз

Установленный факт

Устойчивая
стабилизация

Утренний
рассвет

Ф

Финальный
конец

Форсирует ускоренными темпами Х Храбрый герой

Хронометраж времени

Ц

Целиком и полностью (одно лишнее)

Ценные
сокровища

Цейтнот
времени

Ч

Человеческое общество

Человеческое спасибо

Честолюбивые амбиции

Чрезвычайно
громадный

Ш

шоу – показ (одно
слово лишнее)
Э

Экспонаты выставки

Эмоциональные чувства

Энергичная
деятельность

Эпицентр событий

Ю

Юная
молодёжь

Юная девушка

Я

январь
(и любой другой) месяц

Примечание:

В роли плеоназма
может выступать местоимение

свой

Перед своей смертью он написал
завещание.

Тема урока: «Нарушение лексических норм РЛЯ»

Класс: 10 класс

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-презентация электронной книги

Цели и задачи:

  • Знакомимся с лексическими нормами РЛЯ и типичными случаями их нарушения
  • Учимся «видеть» и исправлять речевые ошибки
  • Расширяем свой словарный запас
  • Готовимся к сдаче ЕГЭ

Формы и методы работы:

Терминологический диктант

Эвристическая беседа

Комментированное списывание

Решение лингвистических задач

Тестирование

Работа со справочными материалами

Исследовательская деятельность

Работа с презентацией 

Оборудование:

презентация, компьютерный тест, рабочие листы, карточки со справочными материалами

План урока:

Орг. момент (приветствие, объяснение правил работы с раздаточным материалом)

Терминологический диктант, взаимопроверка, выставление оценок

Вступительное слово учителя (начало работы с презентацией)

Знакомство с темой, целями и задачами урока (слайды № 4,5)

Введение понятий «норма» и «нарушение нормы» (слайды № 6,7)

Работа с главой 1: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды № 8-11, они же продублированы в справочных материалах)

Комментированное письмо в рабочих листах

Работа с главой 2: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды №, они же продублированы в справочных материалах)

Рефлексия (контрольное тестирование)

Подведение итогов, домашнее задание

Ход урока:

1 Приветствие, орг.момент (рабочие листы, справочные материалы):

2 Терминологический диктант, взаимопроверка, выставление оценок:

-Традиционно начнём урок с терминологического диктанта, ответы записываем в рабочие листы (см. приложение № 1). (Взаимопроверка, выставление баллов и оценок по критериям) (слайд №1-2)

3 Вступительное слово учителя:

– Вы знаете, что самое большое удовольствие я получаю, когда читаю Ваши сочинения. И вот сегодня я решила поделиться этой радостью с Вами. Представляю на Ваш суд свою новую книгу «Жалобная книга, или повесть о том, как в Индии живут индейки, а в Корее – корейки» (слайд №3). Обратите внимание, что я являюсь не единственным автором данного произведения. Над книгой трудился целый коллектив – это вы! Каждый пример, отмеченный *, взят из Ваших работ.

4 Знакомство с темой, целями и задачами урока (слайды № 4,5)

– Итак, предисловие (о чём это мы тут и для чего это нам?) Как и в любой книге, здесь тоже есть тема, а также цели и задачи, которые преследует автор (озвучивание их).

5 Введение понятий «норма» и «нарушение нормы» (слайды № 6,7)

– Введение называется «предупреждён – значит вооружён»

Обозначим, что такое норма и нарушение нормы?

6 Работа с главой 1: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды № 8-11, они же продублированы в справочных материалах)

– Глава 1 Незнание значения слова не освобождает от ответственности.

Как вы думаете, о каком виде ошибок пойдёт речь?

Неправильное употребление слова

Мы встречаемся с этой ошибкой, если…

А) не знаем значения слова

Б) смешиваем паронимы

В) употребляем слова без учёта его отнесённости к определённой эпохе (анахронизм)

7 Комментированное письмо в рабочих листах

– Давайте обратимся к рабочим листам и выполним задание, отмеченное №2 (письменно)

– А можно мне?

Этот слайд будет появляться всегда, так как автор не может молчать!

8 Работа с главой 2-4: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды № 14 -25, они же продублированы в справочных материалах (см. приложение № 2)

Глава 2 Позвольте Вас зафрендить?

– Каково значение этого слова? Как называются такого рода слова? Уместно ли его употребление?

– Речь идёт о такой ошибке, как смешение стилей. Посмотрим на примеры…..

И вновь обращаемся к рабочим листам (задание №3)

Глава 3 О вкусах не спорят: одним нравится урюк в рассоле, другие любят с горчицей варенье. Но впрочем, всё это не имеет роли и, кроме того, не играет значения.

– Что смущает в этом стихотворении?

– Мы говорим о нарушении лексической сочетаемости. Попробуем разобраться с примерами (задание №4)

– Свяжите слова, выбрав нужное (дети выбирают ответы и объясняют свой выбор)

Глава 4 А масло-то масляное!

– Разговор пойдёт о речевой избыточности, которая представлена плеоназмом и тавтологией.

-Устно объясните, в чём ошибка и как можно её исправить (задание № 5, дублируется на слайде 25-26)?

9 Рефлексия (контрольное тестирование)

-Эпилог (слайд 27). Успехами мы не блистаем… мы ими блещем!

-Докажем это?

Сейчас вам будет предложен тест. 10 человек работают за компьютерами (см. приложение № 3), у остальных – тест-задание на рабочих листах (задание № 6). Время выполнения -5 минут.

Проверка результатов (слайд 28).

10 Подведение итогов, домашнее задание

– Я рада была доставить вам приятные впечатления и продемонстрировать, что учиться можно не только на чужих, но и на своих ошибках. Домашнее задание на экране (слайд 29).

Приложение 1

Рабочий лист

Тема урока: Нарушение лексических норм РЛЯ

Терминологический диктант (запишите рядом с определением термин):

Словарный состав языка

Раздел языкознания, изучающий значение (семантику) и употребление слов

Слова, сходные по звучанию, но различные по ЛЗ

Функциональные разновидности речи

Слова, становящиеся синонимами или антонимами только в данном окружении

Слова, не имеющие стилевой окраски

Средство выразительности, состоящее в переносе названия на основе сходства предметов (туча стрел)

Слова, ограниченные в употреблении территорией распространения

Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалии, которую они называли

Слова, употребляемые определенной социальной или возрастной группой (н-р, молодежью)

ВЫСТАВЬТЕ БАЛЛ –

Найдите ошибку, связанную с неправильным употреблением слова, классифицируйте разновидность, устраните недочет:

Достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.

Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

В Древнем Вавилоне было много гастарбайтеров, они говорили на разных языках и зачастую не понимали друг друга.

В течение пяти дней все имели возможность посещать вернисаж.

За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь.

3.Какое из слов нарушает единство стиля? Подчеркните его и замените синонимом:

Бабушка инкриминировала внуку исчезновение банки варенья. На что внук ответил, что на подобные инсинуации он не собирается обращать внимание. Просим отгрузить тысячу кубометров древесины, пахнущей вековым сосновым бором. В субботу бутик “Ягуар” учинит показ мод. Началась избирательная фиеста. Для Есенина никакая пальма не могла идти в сравнение даже с самой маленькой вшивой берёзкой.

4.Составьте словосочетания, выбрав правильный вариант соединения слов:

Дружба ( сильная, крепкая)

Приходить в (ярость, радость)

Зияющий (пропасть, вершина)

Высказать (мнение, вопрос)

Достичь (успех, положение)

5.(Устно) Объясните, в чем состоит ошибка, устраните ее:

На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы. Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! Ностальгия по родине не давала им покоя. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета. Он записал песни коренных аборигенов Севера. Актёр Гришковец впервые дебютировал в спектакле “Соло”. Главная суть изложена в начале моего сочинения. Я хочу остановить ваше внимание на очень важной актуальной проблеме.

6. Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками:

1)Починка автомобиля Свой автопортрет

2)Заклятый друг Будущая перспектива

3)Свободная вакансия Страшно обрадовались

6)Полчища тружеников Возобновить вновь

7)Не состоялась благодаря запрету Кипучее безделье

8)Два года тому назад Кипучая деятельность

4)Оценивает положительно, позитивно Мелочная рыба

5)Прогул без уважительной причины Танцевальная песня

9)Праздничный ужин Праздная жизнь

10)Совместное сотрудничество Народный фольклор

Приложение 2

Справочные материалы

Виды нарушения лексических норм:

Неправильное употребление слова:

Без учета его значения (чаще всего – иноязычное)

Он познакомился с плеядой новейших компьютеров. (Плеяда – это группа выдающихся деятелей одной эпохи).

*После женитьбы на Тихоне ее жизнь стала другой.

Смешение паронимов:

Наш класс считается экономичным, то есть мы будущие менеджменты.

Лексические анахронизмы (нарушение при употреблении слов определенной исторической эпохи)

Печорин получил путевку на Кавказ.

Употребление слова без учета его стилистической и экспрессивной окраски.

*Над ней постоянно издевалась свекровь, а мужу было все равно на нее.

Нарушение лексической сочетаемости слов:

Она сделала самоубийство просто от безысходности.

Речевая избыточность:

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (главная суть, повседневная обыденность)

Эта проблема заключается во взаимоотношениях людей друг с другом.

Тавтология – повторение однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз).

Она решительная, потому что решилась на смерть.

Приложение 3

Тест

1.Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.

Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства.

Родительское собрание отменяется.

2. Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

Каждый из нас был, безусловно, рад предстоящей встрече.

Постоянные еженедельные рубрики в журнале “Знамя” имеют постоянных читателей

Была очень хорошая погода, и поэтому оба писателя были в хорошем настроении.

В твоём отзыве даже не чувствуется сочувствие.

3. Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

В подвалах замка были найдены старинные рукописи.

Посетив краеведческий музей, мы обогатили свой кругозор.

Налоги взимаются с учетом суммы растаможки.

На Дворцовой площади много страшно красивых зданий.

4.Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

Рейд выявил плеяду жуликов.

Их связывала сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба.

Нам песня строить и жить помогает.

В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню.

5. Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

Можно начать собрание: форум уже есть.

Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке.

Мы все учились на чужих ошибках.

Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным

Здесь будет файл: /data/edu/files/g1459104692.ppt (Презентация)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *