Аркатова Е.В. Педагогические технологии в начальной школе в рамках ФГОС

· https://ukonf.com/na · ISSN 2411-7609 · Science Almanac ·

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать их в жизни, человека совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации. Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Потеря многими учащимися интереса к учению – проблема современной школы. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны: – перегрузка однообразным учебным материалом; – несовершенство методов, приемов и форм организации учебного про-цесса; – ограниченные возможности для творческого самоуправления. Как мы, учителя, добиваемся развития интереса к учению? Используем образовательные технологии. Существует множество различных педагогических технологий в системе образования, с помощью которых можно решить ряд проблем и недостатков в образовании. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Дидактическая игра помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые «вырабатывают и утверждают сами»: – полное внимание к однокласснику; – серьезное отношение к мыслям, чувствам других; – терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к. каждый имеет «право на ошибку»). Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д. Ушинским: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно». В наш быстро меняющийся мир приходит много информации. Наша задача – научить ребенка работать с информацией. Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы». Для реализации этих задач возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно – коммуникативных технологий. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: «Не навреди!» Следовательно, ИКТ должно помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Состояние здоровья детей и подростков зависит не только от состояния окружающей среды, генетических факторов, но и от образа жизни. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Поэтому внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств сохранения здоровья. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Природные задатки ребенка превращаются в способности только в процессе деятельности, но не всякая деятельность помогает развитию способностей, а только та, которая вызывает положительные эмоции. В связи с этим при реализации личностно-ориентированного подхода принцип психологической комфортности должен быть соблюден в первую очередь. Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. В этой работе мы попытались представить лишь маленькую толику педагогических технологий как фактор повышения качества образования в общеобразовательной начальной школе.

Список используемых источников:
1. Еланскую З.А. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа. 2001. №6. С. 52-53.
2. Жиренко О.Е. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. Воронеж, 2010.
3. Товпинец И.П. Приемы организации личностно-ориентированного обучения в учебниках нового поколения // Начальная школа. 2004. № 8. С. 59-61.
4. Смирнов А.Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М. 1999.
5. Шнейдер С.Ф. Учимся использовать новые образовательные технологии // Начальная школа. Плюс минус до и после. 2004. №11. С. 56-57.

© 2020, Аркатова Е.В. Педагогические технологии в начальной школе в рамках ФГОС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *